2-я лекция (завтра, 18 ноября, по Культуре в 15:10)
Записи с темой: НАУКА (9)
вторник, 18 ноября 2014
Если у тебя есть гештальт, закрой его.
ACADEMIA. Владимир Мясников. «История востоковедения в России». 1-я лекция
2-я лекция (завтра, 18 ноября, по Культуре в 15:10)
2-я лекция (завтра, 18 ноября, по Культуре в 15:10)
среда, 22 мая 2013
Если у тебя есть гештальт, закрой его.
III Балтийский семинар-дискуссия: Народная культура и православие: словесность, история, искусство.
4-7 июля 2013 г., Калининград.
Подача заявок до 25 мая.
Меня пригласили. Очень интересно было бы, но, скорее всего, не поеду. Но вдруг кто заинтересуется.
Текст с сайта:
В последнее время соотношение доминантного для русской картины мира типа духовности и светской культуры вышло за пределы лишь чисто академического обсуждения и вызывает значительный общественный резонанс. Проблема соотношения православия и культуры неоднократно становилась предметом филологических, философских и культурологических научных дискуссий.
Существуют разные объяснения, порой взаимоисключающие, особенностей взаимодействия религиозного мировидения и различных течений и направлений культуры. Подобное разномыслие характерна и для проблематики предлагаемого семинара. Некоторые полагают, что «языческая» народная культура всегда противостояла и доныне противостоит православию, другие же не считают отношения между народной культурой и христианской верой столь антагонистичными.
Рассмотрение научной логики приверженцев этих разных направлений является одной из задач семинара.
Другой задачей семинара является экспликация нескольких аспектов предлагаемой тематики, описание рассматриваемого соотношения в феноменах словесности, исторической перспективе и различных направлениях искусства.
Результатом семинара будет манифестация и осмысление различных интерпретаций соотношения народной культуры и православия, а также выявление путей гармонизации нынешнего потенциально конфликтного взаимоотношения светской культуры и религиозной традиции.
Как обычно, этот семинар-дискуссия совмещен с летней школой для студентов, преподавателей и общественности Калининградской области (и сопредельных стран). Вот, например, темы моих лекций (но будут не только мои):
Новые категории русской филологии.
Культурное бессознательное и художественное творчество.
Авторский текст как конструкция и гетерокосмос.
Понимание, интерпретация, анализ: о различных стратегиях чтения.
4-7 июля 2013 г., Калининград.
Подача заявок до 25 мая.
Меня пригласили. Очень интересно было бы, но, скорее всего, не поеду. Но вдруг кто заинтересуется.
Текст с сайта:
В последнее время соотношение доминантного для русской картины мира типа духовности и светской культуры вышло за пределы лишь чисто академического обсуждения и вызывает значительный общественный резонанс. Проблема соотношения православия и культуры неоднократно становилась предметом филологических, философских и культурологических научных дискуссий.
Существуют разные объяснения, порой взаимоисключающие, особенностей взаимодействия религиозного мировидения и различных течений и направлений культуры. Подобное разномыслие характерна и для проблематики предлагаемого семинара. Некоторые полагают, что «языческая» народная культура всегда противостояла и доныне противостоит православию, другие же не считают отношения между народной культурой и христианской верой столь антагонистичными.
Рассмотрение научной логики приверженцев этих разных направлений является одной из задач семинара.
Другой задачей семинара является экспликация нескольких аспектов предлагаемой тематики, описание рассматриваемого соотношения в феноменах словесности, исторической перспективе и различных направлениях искусства.
Результатом семинара будет манифестация и осмысление различных интерпретаций соотношения народной культуры и православия, а также выявление путей гармонизации нынешнего потенциально конфликтного взаимоотношения светской культуры и религиозной традиции.
Как обычно, этот семинар-дискуссия совмещен с летней школой для студентов, преподавателей и общественности Калининградской области (и сопредельных стран). Вот, например, темы моих лекций (но будут не только мои):
Новые категории русской филологии.
Культурное бессознательное и художественное творчество.
Авторский текст как конструкция и гетерокосмос.
Понимание, интерпретация, анализ: о различных стратегиях чтения.
суббота, 11 мая 2013
Если у тебя есть гештальт, закрой его.
Вот чем хочу заниматься профессионально, если говорить об общественных науках, — изучением экономических и политических процессов и фаз в мировом масштабе.
*Не, бороду отращивать, как Маркс, пока повременю.*
вторник, 20 ноября 2012
Если у тебя есть гештальт, закрой его.
21 ноября в 10:00 состоится прямая трансляция Всероссийского семинара «Научные и методологические основы сохранения документов культурного наследия».
Организаторы: Министерство культуры РФ, Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ).
Ссылка для просмотра интернет-трансляции – dom-loseva.broadcastnow.ru/
или на главной странице сайта www.losev-library.ru в разделе «Объявления».
Организаторы: Министерство культуры РФ, Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ).
Ссылка для просмотра интернет-трансляции – dom-loseva.broadcastnow.ru/
или на главной странице сайта www.losev-library.ru в разделе «Объявления».
понедельник, 17 сентября 2012
Если у тебя есть гештальт, закрой его.
Смотрела сегодня по Культуре. Видео и текст лекции.
Какой умница. Очень люблю такой глобальный взгляд. Если б я вообще занималась наукой, то изучала бы нечто подобное.
Только, по-моему, не стоит так категорично утверждать «ничего божественного в нашем происхождении нет». Что, пардон, первопричина возникновения законов и принципов развития, ведь не известно.
Сжатие исторического времени — это интересная идея. Надо запомнить, пригодится.
Только не очень поняла, что значит конечное время (при гиперболическом росте населения). В каком смысле конечно? В смысле, что не может больше сжиматься?
Идея о том, что производственные силы сейчас мощнее, чем производственные отношения, — по-моему, очень оптимистичная. Хотя я бы никогда не подумала, что оно так.
Но, имхо, из такого положения выйти легче: отношения, по-моему, развить легче, чем силы. Если производительные силы — количественное, а производственные отношения — качественное, и если силы — содержание, а отношения — их форма (прям по Марксу). Тоже пригодится.
Ещё мне понравилось, что Капица назвал теорию пассионарности эмоциональной. Точно.
Но у меня всё обычно воспринималось в том ключе, что человечество (цивилизация) в целом уже на подступах к своему концу, к упадку. А вот идея о том, что сейчас идёт только взросление, переход к расцвету и зрелости, – как-то неожиданно это.
Я бы сказала, антиапокалиптическое понимание. 
Какой умница. Очень люблю такой глобальный взгляд. Если б я вообще занималась наукой, то изучала бы нечто подобное.

Сжатие исторического времени — это интересная идея. Надо запомнить, пригодится.

Идея о том, что производственные силы сейчас мощнее, чем производственные отношения, — по-моему, очень оптимистичная. Хотя я бы никогда не подумала, что оно так.

Ещё мне понравилось, что Капица назвал теорию пассионарности эмоциональной. Точно.

Но у меня всё обычно воспринималось в том ключе, что человечество (цивилизация) в целом уже на подступах к своему концу, к упадку. А вот идея о том, что сейчас идёт только взросление, переход к расцвету и зрелости, – как-то неожиданно это.


понедельник, 27 августа 2012
Если у тебя есть гештальт, закрой его.
Ммм, а интересный бы вышел из Стивена Хоукинга прототип Мориарти.
Особенно мне нравится пункт об отрицании бытия Бога. Ооо, если забацать фик о том, как Холмс и Мориарти спорили о Его бытие, причём, не только и не столько на словах бы спорили, а поступками своими, — это было бы сильно.
Не тупо крестовый поход, не делёж сфер влияния и власти, а глобальный мировоззренческий конфликт. 

На самом деле, все эти доводы о том, что вселенная зародилась сама по себе и, следовательно, Бога нет, мне кажется такой глупостью. И мне кажется искуственными противопоставление и несовместимость религии и науки. Это разные способы познания мира, но они друг другу не противоречат и не противопоставлены. Даже странно, что выдающиеся умы полагают, будто наличие физических законов и функционирование вселенной по ним как-то опровергает бытие Бога. Всё-таки мифы о сотворении мира вполне возможно считать аллегорией. Возможно ведь допустить, что человеческими словами трудно передать дела Божьи. И, пардон, людям было сказано то и так, что они были в состоянии понять на то время, когда это им было сказано...
В общем, насчёт атеизма мне вспоминается мысль о том, что, если бы люди были треугольными, то и Бог в их представлении имел бы форму треугольника. Но только насчёт атеизма.
Мне нравится идея, что отрицание Бога — от характера, психики, опыта самого человека. Особенно, если изначально он воспитывался в вере. Типа, грубо говоря: если было у человека в жизни какое-то сильное разочарование, потеря надежды, то потом идёт её отрицание. Это, конечно, примитивный вариант. У людей таких масштабов, как Мориарти, всё должно быть тоньше, запутаннее, трагичнее и травматичнее. 
А что касается математического ума Мориарти — мне очень интересно, как он мыслил бы и писал бы. Хочу постичь механизм, КАК у него логические шарики-ролики в голове работают!
Изнутри посмотреть. Всё-таки хотелось бы прочесть эту пресловутую «Динамику астероида».
Хотя бы просто ради слога и того, как именно и в чём профессор видит причинно-следственные связи. Или хотелось бы прочесть хотя бы какие-то подобные труды того времени. Догадываюсь, Конан Дойль приписал профессору авторство именно такой книги из-за «актуальной темы современности» — у всех на слуху, узнаваемо. Типа, прогрессивному протагонисту — прогрессивный же антагонист.
(Хотя, кажется, я слышала версию об обратном, о неактуальности книги, надо вспомнить.)
Вообще интересно, какой во времена Холмса была научная мысль и конкретно из каких постулатов и представлений о мире исходила. Потому что, пардон, вот пишешь философский диалог-спор Холмса и Мориарти и думаешь, что вот наверняка ведь мировоззрение, которым их наделяешь, может быть свойственно только современному человеку, но никак не викторианским джентльменам, пусть и прогрессивным.
Всё-таки я не люблю, когда в уста героев прошлых эпох сознательно вкладывают какие-то «пророческие» слова, особенно о том, что очевидно и известно нам сейчас, но о чём раньше догадаться наверняка было очень сложно. Какой-то дешёвый приём.






На самом деле, все эти доводы о том, что вселенная зародилась сама по себе и, следовательно, Бога нет, мне кажется такой глупостью. И мне кажется искуственными противопоставление и несовместимость религии и науки. Это разные способы познания мира, но они друг другу не противоречат и не противопоставлены. Даже странно, что выдающиеся умы полагают, будто наличие физических законов и функционирование вселенной по ним как-то опровергает бытие Бога. Всё-таки мифы о сотворении мира вполне возможно считать аллегорией. Возможно ведь допустить, что человеческими словами трудно передать дела Божьи. И, пардон, людям было сказано то и так, что они были в состоянии понять на то время, когда это им было сказано...
В общем, насчёт атеизма мне вспоминается мысль о том, что, если бы люди были треугольными, то и Бог в их представлении имел бы форму треугольника. Но только насчёт атеизма.


А что касается математического ума Мориарти — мне очень интересно, как он мыслил бы и писал бы. Хочу постичь механизм, КАК у него логические шарики-ролики в голове работают!



Вообще интересно, какой во времена Холмса была научная мысль и конкретно из каких постулатов и представлений о мире исходила. Потому что, пардон, вот пишешь философский диалог-спор Холмса и Мориарти и думаешь, что вот наверняка ведь мировоззрение, которым их наделяешь, может быть свойственно только современному человеку, но никак не викторианским джентльменам, пусть и прогрессивным.

Если у тебя есть гештальт, закрой его.
Что-то совсем ленюсь и занимаюсь всякой ерундой, а не нужными делами. И всячески разлагаюсь в смысле воли. Даже рассказов не пишу.
Хотя один почти готов. Откладываю не только неприятные дела, но и приятные...
По-хорошему, это прокрастинация. И вообще, похоже, я в этом состоянии живу уже несколько лет, а термин этот и то, что это вообще психологичекое нарушение (а не я такая плохая, что не могу нормально всё делать и волю мобилизовать
), я узнала вот только перед самым отъездом на дачу. И реально для меня откровением стало, что с этим вообще можно что-то делать и что это можно как-то корректировать. Я-то думала, ну всё, псих я и псих, впереди только диагнозы, коррекции уже не подлежит в принципе.
А оказывается, всё реально... Хотя и полениться бывает приятно, и ударно попахать потом, поймав возможности и сделав недельные дела в два дня, — увлекательно и интересно в некоторых случаях.
Гхм, не хуже мистера Холмса. 
Вчера ещё зуб заныл: в электричке продуло. Вообще уже пора к зубному мне идти (ещё одно дело) — продолжение той деньрожденческой эпопеи, из-за которой я его так и не отметила: прошло полгода, пора вынимать лекарство. К счастью, лечёный в феврале зуб (пока) не болит, тьфу-тьфу, — но воспаляется с другой стороны, симметрично. Хотя там тоже пломба давно. Чую, у меня такая симметрия от неправильного прикуса.
Интересно, к 30-ти годам его реально исправить? Хотя я не представляю, в каком тогда положении будет челюсть, неудобно же, когда челюсть вперёд...
В общем, я вот про что. Смотрела вечером передачу Стивена Хоукинга про время — про теоретическую возможность путешествий во времени. Поняла (надеюсь, правильно) две основные мысли: около и под воздействием больших (космических) тел время течёт медленнее и на скоростях, приближающихся к скорости света, тоже замедляется. Как будто специально, чтобы не дать её достичь, — физически это невозможно, можно только приблизиться к ней на 99%. И вот эту зависимость от скорости используют в, не к ночи будь помянут, адронном коллайдре при разгоне частиц...
И вот подумалось мне: во-первых, что если те же законы работают на чисто биологическом уровне? Типа, чем больше живое существо, тем дольше оно живёт — как бы дольше тянется для него константное время жизни (плюс ещё факторы, определяющие потенциальную продолжительность жизни).
Тоже как своеобразная пропорция и зависимость, которую вполне реально математически просчитать и смоделировать.
И ещё идея насчёт скорости — идея если не бредовая, то стёбная: чем быстрее двигаешься и чем больше всего делаешь, тем больше у тебя времени, оно медленнее течёт.
Даже если ты на о-о-очень малую величину приближаешься к скрости света.
Вообще говорят, что время имеет свойство растягиваться, когда много всего делаешь. Хотя мне лично в это не верится — в физическом смысле, т.к. тут речь не о физических свойствах времени, а о его субъективном восприятии. Матушка, правда, любит повторять где-то услышанное-прочитанное: современные физики отмечают, что физические характеристики времени в последние годы качественно изменились, время спрессовалось.
Я тут просто хожу в последние дни с мыслями-ощущениями о времени: что это вообще за штука-субстанция, куда и почему оно уходит, как его ощущать и ценить. Обычно живёшь (живу) без такого осознания, а ведь на самом деле ни одна секунда не повторится, не вернётся и ниоткуда дополнительное время не приплюсуется. И как тогда при таком раскладе вообще лучше время использовать, как беречь, на что тратить, что считать ценным и стоящим времени. Вообще чем именно наполнять свою жизнь. ОтЪпущенную временную кОнстанту, ага.
Короче, меня повело в философствования.

По-хорошему, это прокрастинация. И вообще, похоже, я в этом состоянии живу уже несколько лет, а термин этот и то, что это вообще психологичекое нарушение (а не я такая плохая, что не могу нормально всё делать и волю мобилизовать




Вчера ещё зуб заныл: в электричке продуло. Вообще уже пора к зубному мне идти (ещё одно дело) — продолжение той деньрожденческой эпопеи, из-за которой я его так и не отметила: прошло полгода, пора вынимать лекарство. К счастью, лечёный в феврале зуб (пока) не болит, тьфу-тьфу, — но воспаляется с другой стороны, симметрично. Хотя там тоже пломба давно. Чую, у меня такая симметрия от неправильного прикуса.

В общем, я вот про что. Смотрела вечером передачу Стивена Хоукинга про время — про теоретическую возможность путешествий во времени. Поняла (надеюсь, правильно) две основные мысли: около и под воздействием больших (космических) тел время течёт медленнее и на скоростях, приближающихся к скорости света, тоже замедляется. Как будто специально, чтобы не дать её достичь, — физически это невозможно, можно только приблизиться к ней на 99%. И вот эту зависимость от скорости используют в, не к ночи будь помянут, адронном коллайдре при разгоне частиц...
И вот подумалось мне: во-первых, что если те же законы работают на чисто биологическом уровне? Типа, чем больше живое существо, тем дольше оно живёт — как бы дольше тянется для него константное время жизни (плюс ещё факторы, определяющие потенциальную продолжительность жизни).

И ещё идея насчёт скорости — идея если не бредовая, то стёбная: чем быстрее двигаешься и чем больше всего делаешь, тем больше у тебя времени, оно медленнее течёт.


Я тут просто хожу в последние дни с мыслями-ощущениями о времени: что это вообще за штука-субстанция, куда и почему оно уходит, как его ощущать и ценить. Обычно живёшь (живу) без такого осознания, а ведь на самом деле ни одна секунда не повторится, не вернётся и ниоткуда дополнительное время не приплюсуется. И как тогда при таком раскладе вообще лучше время использовать, как беречь, на что тратить, что считать ценным и стоящим времени. Вообще чем именно наполнять свою жизнь. ОтЪпущенную временную кОнстанту, ага.
Короче, меня повело в философствования.

пятница, 22 июня 2012
Если у тебя есть гештальт, закрой его.
Посмотрела тут одну научную передачу. Оказывается, электроэнцефалограмма может обнаружить ошибку ещё до её совершения. Типа, когда человек не замечат, что едет на красный свет. Типа, он ещё не проехал, а датчик сигнал подаёт. Прозвучало предположение, что в недалёком будущем таким датичиком сможет обзавестись каждый.
Интересно, а как датчики будут реагировать на принятие решений в области чувств и отношений? Допустим, если решишь с человеком порвать или, наоборот, роман завести — будут ли тут датчики полезны и смогут ли увидеть «ошибку»?
Может, они тут вообще окажутся бесполезны. Потому что речь не о правиле, которое мозг «знает».
Эх, забацать бы какой-нибудь фантастический отношенческий рассказ...
Интересно, а как датчики будут реагировать на принятие решений в области чувств и отношений? Допустим, если решишь с человеком порвать или, наоборот, роман завести — будут ли тут датчики полезны и смогут ли увидеть «ошибку»?

Эх, забацать бы какой-нибудь фантастический отношенческий рассказ...

понедельник, 12 сентября 2011
Если у тебя есть гештальт, закрой его.
Хочу походить в кинотеатр «35 мм» на лекции журнала «Популярная механика». Начало в 19.30. Билет — 350 р.
13 сентрября — «Как устроена память человека?», лектор: нейрофизиолог Павел Балабан
20 сентября — «Существует ли пятое измерение?», лектор: физик Валерий Рубаков
27 сентября — «Роботы с живым мозгом», лектор: физик Михаил Бурцев
Видеозаписи прошлых лекций.
Первая и последняя темы (завтра и 27-го), думаю, мне будут особенно кстати к фанфику по «Призраку в доспехах».
13 сентрября — «Как устроена память человека?», лектор: нейрофизиолог Павел Балабан
20 сентября — «Существует ли пятое измерение?», лектор: физик Валерий Рубаков
27 сентября — «Роботы с живым мозгом», лектор: физик Михаил Бурцев
Видеозаписи прошлых лекций.
Первая и последняя темы (завтра и 27-го), думаю, мне будут особенно кстати к фанфику по «Призраку в доспехах».