Если у тебя есть гештальт, закрой его.
Ура! Начало положено!
Так простимулировало меня вчерашнее настроение,
что сегодня взялась печатать конспект.
Теперь осталось пересказать это более-менее своими словами, добавить ссылок – и получится параграф. А если сильно расцветить своими гекслевскими словесами, то и два.
Пусть оно тут висит, дабы лучше хранилось. Требования к личности психолога-консультанта.
Модель эффективного психолога-консультанта.
(по А.Н.Елизарову)
Н.Н.Обозов, «Психологическое консультирование»:
1. Безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей.
2. Чуткость к эмоциональному состоянию человека, который находится рядом.
Профессиональный такт (например, консультант избегает доводить до клиента информацию в той форме, которая может его травмировать).
3. Пластичность (динамичность в сочетании с гибкостью).
Способность легко переключаться с одной темы на другую, легко выходить из тупиков, быстро менять различные точки зрения.
4. Эмоциональная сдержанность и терпимость.
Способность избегать невротических и субъективных отклонений в собственных оценках и поведении. Быть предельно сдержанным в ответ на срывы клиента, уметь снять тревожность другого, его успокоить – терпимость к возможным невротическим срывам с его стороны.
5. Поддержание общей культуры поведения.
Формирование штампов речевых оборотов, форм общения, предпочтения относительно близости – дистантности в межличностных контактах, характерной жестикуляции, мимики. Иметь навыки переписки для ситуации дистантного письма. Знать лучшие образцы культурного наследия, но не замыкаться на них.
6. Умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения.
Если клиент нервничает и перескакивает с одной темы на другую, то своевременно возвратить беседу к заданной теме. Если обсуждение других людей начинает выходить за рамки объективности, то сохранить эти рамки.
7. Наличие знаний в области возможного поведения людей в конфликтах.
Интровертированному, застенчивому индивиду бывает сложно порой выйти из напряжённой ситуации, он не всегда легко говорит «нет», а оказавшись в зависимости от другого, использует более экстремальные средства разрешения затруднения в отношениях, включая эмоциональную и интеллектуальную конфронтацию.
Р.-А.Б. Кочюнас, «Основы психологического консультирования»»:
1. Проявление глубокого интереса к людям, следствием чего является терпение в общении с ними.
2. Чувствительность к установкам и поведению других людей, способность отождествляться с самыми разными людьми.
3. Эмоциональная стабильность и объективность.
Способность уважать права других людей, восприятие других людей как способных решать свои собственные проблемы и принимать на себя ответственность.
Западная парадигма консультативной психологии:
1. Аутентичность.
Человек жаждет быть и является самим собой в противовес расходованию энергии на проигрывание ролей и создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать её на решение реальных проблем.
Дж. Бьюдженталь («Искусство психотерапевта»): аутентичность – присутствие. Две стороны:
1) доступность – степень того, насколько человек допускает, чтобы происходящее имело для него значение, воздействовало на него;
2) экспрессивность – степень, в которой человек склонен позволять другим действительно узнать себя в данной ситуации. Включает самораскрытие без маскировки каких-либо субъективных переживаний.
2. Открытость собственному опыту.
Искренность в восприятии собственных чувств. Знать, замечать свои чувства, в т.ч. и отрицательные, не вытеснять их – успешно контролировать своё поведение. Вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента только тогда, когда сам проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.
3. Развитое самопознание.
Умение слышать то, что происходит внутри.
4. Сильная идентичность.
Идентичность – сложная динамическая структура, формирующаяся и развивающаяся на протяжении всей жизни. Единица структуры – самоопределение – некоторое решение относительно себя, своей жизни, своих ценностей, принятое в результате интериоризации родительских ожиданий (преждевременная идентичность) или преодолении кризиса идентичности (достигнутая идентичность).
Кризис идентичности предполагает наличие ситуации выбора (в т.ч. выбором цели и смысла своего существования. Кризис идентичности отнюдь не всегда завершается формированием единиц идентичности – самоопределений. Возможен деструктивный вариант последствий кризиса: когда человек не замечает необходимости самоизменения, не видит имеющихся альтернатив выбора. Тогда человек может испытать ряд негативных состояний:
1) высокий уровень тревожности;
2) ощущение собственной беспомощности;
3) неверие в будущее;
4) пониженный эмоциональный фон;
5) ощущение потери смысла жизни вплоть до депрессии и склонности к самоубийству.
Конструктивный путь поиска идентичности (вследствие личностного поиска выбора) приводит к формированию личностной идентичности.
Путь формирования социальной идентичности: пытаясь избавиться от негативных эмоциональных состояний, человек пытается приобрести идентичность, присоединившись к группе, имеющий позитивный статус в обществе, и присвоить себе её нормы и ценности, спрятаться за социальной ролью от необходимости личностного выбора.
Две основные шкалы для изменения степени развития у человека качеств, связанных с идентичностью, по Н.В. Антоновой:
1) сила – слабость идентичности;
2) открытость – закрытость идентичности.
4 крайних варианта развития идентичности:
Открытая сильная идентичность – сложившаяся в результате личностного выбора в ситуации кризиса идентичности представления о себе и о своей жизни. Человек не теряет возможности воспринимать новое, изменяться, в чём и проявляется открытость идентичности. Но, меняясь, он не теряет лучшего из своего «прошлого Я», ощущает единство своего прошлого с настоящим и будущим, что создаёт у него ощущение целенаправленности, осмысленности своей жизни.
Закрытая сильная идентичность – человек характеризуется раз и навсегда сложившимся, жёстким, не меняющимся «образом Я». Предпочитает оставаться в рамках стереотипов не желает меняться. (возможен страх вновь пережить кризис идентичности, потерять её – определяется тем, что выход из ситуации кризиса был не совсем сознательным, или тем, что идентичность была приобретена путём идентификации с группой).
Открытая слабая (диффузная) идентичность – люди ощущают смысл своих страданий и активно идут путём приобретения идентичности. Пробуют различные способы поведения и общения.
Закрытая слабая (диффузная) идентичность – люди смутно ощущают, что делают что-то не так, но не знают, как надо, не видят перспектив для самоизменения. Закрытость может определяться травмирующими последствиями поисковой активности в прошлом.
Сильная личностная идентичность нужна психологу-консультанту для того, чтобы в консультировании иметь свою внутреннюю позицию, не быть простым отражением нужд других людей.
5. Толерантность к неопределённости.
Достигается через:
1) уверенность в своей интуиции и адекватности чувств;
2) убеждённость в правильности принимаемых решений;
3) способность рисковать.
6. Принятие личной ответственности.
Критика не вызывает у человека механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность.
7. Стремление к глубине межличностных отношений.
Этому может препятствовать страх потерять свободу, быть более уязвимым, страх непринятия другими положительных чувств, отклонение их. В среде, где живёт психолог-консультант, необходимо создавать такую атмосферу, чтобы люди избегали осуждения, «наклеивания ярлыков». (В момент подобных действий спросить у человека, что в данный момент происходит с его чувствами, переключить его внимание с другого на самого себя, свои чувства. Если он от этого получает удовольствие, может быть, проблема в нём.)
8. Постановка реалистичных целей.
Человек вследствие неудач или удач не слишком повышает или понижает планку притязаний. Отказываться от нереального стремления стать чересчур совершенным, что ведёт к чувству вины.
Эффективный консультант – зрелый человек. Чем разнообразнее будет его стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. В консультировании следует руководствоваться своей интуицией и потребностями ситуации.




Пусть оно тут висит, дабы лучше хранилось. Требования к личности психолога-консультанта.
Модель эффективного психолога-консультанта.
(по А.Н.Елизарову)
Н.Н.Обозов, «Психологическое консультирование»:
1. Безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей.
2. Чуткость к эмоциональному состоянию человека, который находится рядом.
Профессиональный такт (например, консультант избегает доводить до клиента информацию в той форме, которая может его травмировать).
3. Пластичность (динамичность в сочетании с гибкостью).
Способность легко переключаться с одной темы на другую, легко выходить из тупиков, быстро менять различные точки зрения.
4. Эмоциональная сдержанность и терпимость.
Способность избегать невротических и субъективных отклонений в собственных оценках и поведении. Быть предельно сдержанным в ответ на срывы клиента, уметь снять тревожность другого, его успокоить – терпимость к возможным невротическим срывам с его стороны.
5. Поддержание общей культуры поведения.
Формирование штампов речевых оборотов, форм общения, предпочтения относительно близости – дистантности в межличностных контактах, характерной жестикуляции, мимики. Иметь навыки переписки для ситуации дистантного письма. Знать лучшие образцы культурного наследия, но не замыкаться на них.
6. Умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения.
Если клиент нервничает и перескакивает с одной темы на другую, то своевременно возвратить беседу к заданной теме. Если обсуждение других людей начинает выходить за рамки объективности, то сохранить эти рамки.
7. Наличие знаний в области возможного поведения людей в конфликтах.
Интровертированному, застенчивому индивиду бывает сложно порой выйти из напряжённой ситуации, он не всегда легко говорит «нет», а оказавшись в зависимости от другого, использует более экстремальные средства разрешения затруднения в отношениях, включая эмоциональную и интеллектуальную конфронтацию.
Р.-А.Б. Кочюнас, «Основы психологического консультирования»»:
1. Проявление глубокого интереса к людям, следствием чего является терпение в общении с ними.
2. Чувствительность к установкам и поведению других людей, способность отождествляться с самыми разными людьми.
3. Эмоциональная стабильность и объективность.
Способность уважать права других людей, восприятие других людей как способных решать свои собственные проблемы и принимать на себя ответственность.
Западная парадигма консультативной психологии:
1. Аутентичность.
Человек жаждет быть и является самим собой в противовес расходованию энергии на проигрывание ролей и создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать её на решение реальных проблем.
Дж. Бьюдженталь («Искусство психотерапевта»): аутентичность – присутствие. Две стороны:
1) доступность – степень того, насколько человек допускает, чтобы происходящее имело для него значение, воздействовало на него;
2) экспрессивность – степень, в которой человек склонен позволять другим действительно узнать себя в данной ситуации. Включает самораскрытие без маскировки каких-либо субъективных переживаний.
2. Открытость собственному опыту.
Искренность в восприятии собственных чувств. Знать, замечать свои чувства, в т.ч. и отрицательные, не вытеснять их – успешно контролировать своё поведение. Вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента только тогда, когда сам проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.
3. Развитое самопознание.
Умение слышать то, что происходит внутри.
4. Сильная идентичность.
Идентичность – сложная динамическая структура, формирующаяся и развивающаяся на протяжении всей жизни. Единица структуры – самоопределение – некоторое решение относительно себя, своей жизни, своих ценностей, принятое в результате интериоризации родительских ожиданий (преждевременная идентичность) или преодолении кризиса идентичности (достигнутая идентичность).
Кризис идентичности предполагает наличие ситуации выбора (в т.ч. выбором цели и смысла своего существования. Кризис идентичности отнюдь не всегда завершается формированием единиц идентичности – самоопределений. Возможен деструктивный вариант последствий кризиса: когда человек не замечает необходимости самоизменения, не видит имеющихся альтернатив выбора. Тогда человек может испытать ряд негативных состояний:
1) высокий уровень тревожности;
2) ощущение собственной беспомощности;
3) неверие в будущее;
4) пониженный эмоциональный фон;
5) ощущение потери смысла жизни вплоть до депрессии и склонности к самоубийству.
Конструктивный путь поиска идентичности (вследствие личностного поиска выбора) приводит к формированию личностной идентичности.
Путь формирования социальной идентичности: пытаясь избавиться от негативных эмоциональных состояний, человек пытается приобрести идентичность, присоединившись к группе, имеющий позитивный статус в обществе, и присвоить себе её нормы и ценности, спрятаться за социальной ролью от необходимости личностного выбора.
Две основные шкалы для изменения степени развития у человека качеств, связанных с идентичностью, по Н.В. Антоновой:
1) сила – слабость идентичности;
2) открытость – закрытость идентичности.
4 крайних варианта развития идентичности:
Открытая сильная идентичность – сложившаяся в результате личностного выбора в ситуации кризиса идентичности представления о себе и о своей жизни. Человек не теряет возможности воспринимать новое, изменяться, в чём и проявляется открытость идентичности. Но, меняясь, он не теряет лучшего из своего «прошлого Я», ощущает единство своего прошлого с настоящим и будущим, что создаёт у него ощущение целенаправленности, осмысленности своей жизни.
Закрытая сильная идентичность – человек характеризуется раз и навсегда сложившимся, жёстким, не меняющимся «образом Я». Предпочитает оставаться в рамках стереотипов не желает меняться. (возможен страх вновь пережить кризис идентичности, потерять её – определяется тем, что выход из ситуации кризиса был не совсем сознательным, или тем, что идентичность была приобретена путём идентификации с группой).
Открытая слабая (диффузная) идентичность – люди ощущают смысл своих страданий и активно идут путём приобретения идентичности. Пробуют различные способы поведения и общения.
Закрытая слабая (диффузная) идентичность – люди смутно ощущают, что делают что-то не так, но не знают, как надо, не видят перспектив для самоизменения. Закрытость может определяться травмирующими последствиями поисковой активности в прошлом.
Сильная личностная идентичность нужна психологу-консультанту для того, чтобы в консультировании иметь свою внутреннюю позицию, не быть простым отражением нужд других людей.
5. Толерантность к неопределённости.
Достигается через:
1) уверенность в своей интуиции и адекватности чувств;
2) убеждённость в правильности принимаемых решений;
3) способность рисковать.
6. Принятие личной ответственности.
Критика не вызывает у человека механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность.
7. Стремление к глубине межличностных отношений.
Этому может препятствовать страх потерять свободу, быть более уязвимым, страх непринятия другими положительных чувств, отклонение их. В среде, где живёт психолог-консультант, необходимо создавать такую атмосферу, чтобы люди избегали осуждения, «наклеивания ярлыков». (В момент подобных действий спросить у человека, что в данный момент происходит с его чувствами, переключить его внимание с другого на самого себя, свои чувства. Если он от этого получает удовольствие, может быть, проблема в нём.)
8. Постановка реалистичных целей.
Человек вследствие неудач или удач не слишком повышает или понижает планку притязаний. Отказываться от нереального стремления стать чересчур совершенным, что ведёт к чувству вины.
Эффективный консультант – зрелый человек. Чем разнообразнее будет его стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. В консультировании следует руководствоваться своей интуицией и потребностями ситуации.
@темы: Ынститут, Психология, Жызня