Посмотрела «После смерти» о Блоке. Выдвинули три гипотезы о причине его смерти:
1) инфекционный (или септический) эндокардит;
2) третичный сифилис;
3) «отсутствие воздуха» – слова самого Блока из лекции о Пушкине: Пушкина убила не пуля Дантеса, а отсутствие воздуха.
При слове «сифилис» мне вспоминается лицо и вообще весь облик парализованного Ленина. Как мне кажется, по внешнему виду «позднего» Блока всё-таки не скажешь, что он умирал от сифилиса.
Сифилис у Блока вообще-то не выявили, но было подозрение, и лечили лекарствами, которыми лечат при этом заболевании. И на этом основании выдвигать такую гипотезу смерти? Лечить человека можно от какой угодно болезни, но это не значит, что она у него действительно есть.
Понравились слова Виктора Шкловского о Блоке: «Он не знал, от чего умереть».
И слова психиатра: «утопическое восприятие действительности», «эротическо-мистическая утопия и утопия «Двенадцати», «софийный брак». Как это по-нашему, по-газалийски.
В итоге ведущие передачи пришли к выводу, что, скорее всего, смерть Блока наступила по совокупность этих причин. Сразу можно было предположить, тем более если учесть слабый иммунитет и особый нервный статус. Впечатление, что развели дискуссию на пустом месте.
А голосование зала «присяжных» было таким (да, ещё и голосовали за причину смерти ): за эндокардит – 7 голосов, за «отсутствие воздуха» – 5.
А я всегда считала, что у Блока был диабет, требовалось лечение за границей, его не выпустили – ну и погиб поэт.
mjaso
| понедельник, 06 июля 2009