Всё-таки дождалась я этой передачи! Вчера вечером показывали, сегодня утром повторяли. Я фанатично конспектировала.

Назвали передачу просто: «Не собираюсь жить». В этом, наверно, главная его трагедия: человек сам не хотел жить и сам приблизил свою смерть.
У Даля была сердечная недостаточность. (Мне всегда казалось, что у него слабое сердце. Хотя это во многом по его внешнему виду можно понять.)
Олег Даль на самом деле потомок Владимира Ивановича Даля в пятом поколении, как выяснилось. Даль всегда чувствовала это, но почему-то беспокоился.
История с первой женой Даля Ниной Дорошиной и Олегом Ефремовым в общем-то известна (на свадьбе Даля и Нины Ефремов посадил Нину на колени и сказал: «А любишь ты всё-таки меня...»). Даль ушёл с собственной свадьбы, чувствуя себя лишним и ненужным, и это чувство преследовало его практически всю жизнь.
Когда умер Григорий Козинцев – Даль чувствовал, что Козинцев «его режиссёр», – Даль понял, что он опять появился поздно, опять не успел.
Играл лишних, ненужных, чужих и отказывался от ролей героев-«победителей», потому что сам не чувствовал себя таким. Ушёл из жизни абсолютно разочарованным.
Меня просто восхитило, что Григорий Козинцев посоветовал Далю вести дневник. Такому глубоко переживающему и глубоко чувствующему человеку как Даль вести дневник – извините, необходимо по медицинским показаниям. Как разрядка психологического напряжения.
Внутренний разлад, постоянные метания.
Вторая жена Татьяна Лаврова. Вообще удивительно, что Даль на ней женился. Неужели он не видел, что они не подходят друг другу? Хотя он был влюблён, а Даль, видимо, з тех людей, которых любовь ослепляет.
Третья жена Елизавета Эйхенбаум – монтажёр «Короля Лира», на съёмках которого они и познакомились. Даль, конечно, её очень любил, да и ей, в отличие от Дорошиной и Лавровой, было «до него». Однако несладко ей пришлось: при всей своей любви Даль однажды взял нож и водил им по телу молодой жены с совершенно неврастеническими речами, что «всё равно, как умирать» и т.д. Под воздействием алкоголя пытался задушить Елизавету (что часто бывает у больных алкоголизмом), и в конце концов её терпение иссякло и она его выгнала. Даль чувствовал себя лишним, посторонним везде – и в семье, и в творчестве. Высоцкий помог справиться и выкарабкаться.
Почти синхронное движение к смерти с Высоцким. Даль писал в дневнике: «Сначала уйдёт Высоцкий, потом я. От Володи хоть песни останутся, а от меня...» Роли свои перфекционист Даль, видимо, не считал достойной памятью.
Роль в «Земле Санникова» режиссёр предназначал для Высоцкого, но тому нельзя было сниматься. И Даля не покидало тягостное ощущение, что отнял роль у Высоцкого, что это не его роль. (А мне в «Земле Санникова» Даль никогда особо не нравился – он там какой-то не такой.)
С Высоцким виделись редко, последняя встреча произошла 1 мая 1980. Даль пришёл к Высоцкому пьяный, домой идти в таком виде нельзя, и Высоцкий несколько часов пел ему свои песни, а Даль молча слушал.
Талант внутренний надрыв, борьба с чиновниками от искусства, алкогольная зависимость – общее с Высоцким. (Хотя мне кажется, Высоцкий был психологически сильнее Даля, помогал ему и словом и делом, и потому Даль к нему тянулся и искренне считал его своим братом).
Высоцкий уговорил Даля закодироваться, а Марина Влади привезла из Парижа ампулу.
Даль отказывался от ролей героев – не видел себя таким. Отказался от роли Жени Лукашина, от роли Хлестакова в «Инкогнито из Петербурга» (там даже актёра взяли с типажом Даля), от роли в фильме «Беда» Динары Асановой. (Асанова и Даль как дуэт режиссёра и актёра – это, наверно, было бы уже слишком запредельно, слишком надрывно).
В Тарханах ему единственному не чиновнику открыли склеп Лермонтова, где Даль пробыл несколько минут. (И, наверно, зря. Потому что таким впечатлительным и чутким людям нельзя сталкиваться ни с чем подобным.)
Даль плакал, когда пришлось пристрелить коня Федьку из «Как Иванушка Дурачок за чудом ходил». Режиссёр Надежда Кошеверова потом сказала: «Тогда я впервые видела, как плачет Олег. Как будто это была трагедия всей его жизни».
После отказа сниматься в «Экипаже» Митты (роль Леониду Филатову досталась) неофициально на «Мосфильме» на 3 года был принят запрет снимать Даля. Постоянная травля.
Отказываясь от роли Блока, Даль признался, что его сломали. (Вот Блока очень жаль, что не сыграл. Очень хотелось бы увидеть далевского Блока.)
Смерти Высоцкого (летом, в Олимпиаду-80), видимо, просто раздавила Даля. Он считал, что если один ушёл, значит, должен уйти и другой. Как мне кажется, Даль лишился психологической поддержки, которая была ему так нужна, и сам настроил себя на прощание с жизнью.
Однажды жена застаёт его в слезах, на расспросы Даль отвечает: «Тебя жалко».
Жаль, что мало рассказали о разговоре Даля и Павла Глобы и не взяли интервью у самого Глобы. В передаче прозвучало, что Глоба ответил Далю на вопрос о детях: «Появление у вас детей маловероятно». А сам Глоба как-то говорил, что успокоил Даля: возможно, у него есть ребёнок. Хотя сейчас
В январе 81 Даль видел во сне Высоцкого, который звал его. Как Высоцкий, Даль до дня и часа предсказал свою смерть. (А скорее, просто сознательно спровоцировал её.)
Даль умер от инсульта. По словам очевидцев, он спал, на лице выражение абсолютного счастья, будто сбылась мечта.
И даже на Ваганьковском кладбище ему словно не хватило места: похоронили за оградой.

Именно таким, лишним, непонятным, «инородным», он мне всегда нравился. Именно такой, он меня и вдохновлял.