Чем занимаюсь по ночам (помимо телефонных разговоров). Ооо, то ещё курево.
Франзузский язык очень разработанный, но, похоже, французская административная и правоохранительная системы разработаны так... -_- Надо долго сидеть, чтобы в этом разобраться.
Сборный конспект Википедии, учебников и
Головко. Пока это всё, что нужно.
Административное деление:регионы — департаменты (префектуры) — округа (супрефектуры) — кантоны (в сельской местности кантон может включать несколько коммун, а в городах коммуна может включать несколько кантонов) — коммуны — муниципальные округа (в Марселе, например, 16 муниципальных округов объединены в 8 секторов со своими муниципальными советами в каждом) — кварталы.
Местное самоуправление:В департаменте: генеральный совет (орган самоуправления) с председателем (к тому же он руководитель исполнительного органа департамента) и префект (орган гос. власти).
В округе: окружной совет и его председатель (бюро: с заместителями) и окружной префект.
В Париже, Марселе и Лионе — муниципальный совет и мэр города (в коммунах — мэры коммун); районные советы и мэры городских районов.
Уголовный процесс делится на досудебную и судебную части.
Дознание — «совокупность предварительных исследований, предпринимаемых должностным лицом судебной полиции, обязанным установить обстоятельства дела прежде, чем собственно публичный иск будет предъявлен в юрисдикцию (суд и следственный судья), призванную его рассмотреть и высказаться по существу». Дознание — начальная стадия уголовного процесса (досудебная часть). Судебная полиция — основной субъект дознания.
Состав судебной полиции рассматривается в двух аспектах: в административном (
гос. учреждения, должностные лица которых наделены функциями судебной полиции) и в процессуальном (
объем процессуальных полномочий различных категорий лиц, составляющих судебную полицию).
Судебная полиция в «административном» смысле — это
национальная полиция и
жандармерия.
читать дальшеЗаконом от 9 июля 1966 года национальная полиция была создана путём объединения сыскной полиции и префектуры полиции Парижа (с 1800 года префектура полиции — личное полицейское подразделение Наполеона, действовала в Париже и трёх соседних департаментах). Префектуру полиции возглавляет, соответственно, префект полиции.
До 1966 года префектура полиции была организационно автономна и подчинялась министру внутренних дел.
Префектура, как и сыскная полиция, состоит из центральных и региональных служб. Существуют два центральных управления: судебной полиции и общественной безопасности. Такая организационная структура предопределена теоретическим разграничением судебной и административной полиции. Региональные службы состоят из комиссариатов (в Париже их 66) и полицейских рот.
Префектура полиции осуществляет от 15 до 20% объема деятельности судебной полиции.
Национальная жандармерия наряду с национальной полицией выполняет функции судебной полиции, но является военным формированием, входящим в структуру министерства обороны.
Национальная жандармерия состоит из ряда специализированных формирований, департаментской жандармерии и мобильной жандармерии. Выполняет функции национальной сельской полиции и военной полиции для всех ВС Франции. В зону компетенции входят прибрежные зоны, реки, сельская местность, а также города с численностью населения менее 10 000 человек.
Три критерия разграничения компетенции должностных лиц судебной полиции, действующих на одной территории:
1) Ст. D. 3 УПК: дознание должно проводиться тем органом, который первым обнаружил преступление или получил о нем сообщение.
Закон налагает на должностных лиц жандармерии обязанность доводить до сведения полиции каждый факт совершения преступления или проступка, «имеющих особенный характер в плане объекта, обстоятельства и лица, их совершившего». Аналогичная обратная обязанность налагается на должностных лиц сыскной полиции.
2) Преступные деяния, имеющие особенности, упомянутые в указанной статье, перечислены в ст. D. 4 Кодекса и составляют второй критерий разграничения компетенции.
Следующие категории дел: требующие специальных технических средств (экономические и банковские преступления, спекуляция золотом и оружием и др.); требующие производства действий за территорией дислокации подразделения жандармерии; требующие розыскных мероприятий в пределах национальных и международных учреждений (фальшивомонетничество, спекуляция наркотиками); когда есть основания полагать, что преступление совершено организованной бандой или несовершеннолетними профессиональными преступниками, а также когда «розыскные действия не относятся к традиционным методам жандармерии (слежка, специальное наблюдение, проникновение в помещение)».
Данный критерий разграничения компетенции отдает приоритет национальной полиции по отношению к жандармерии.
3) Согласно так называемому «принципу свободного выбора», закрепленному в ч. Ш ст. D. I, прокурор вправе самостоятельно выбрать ведомство, работники которого будут производить дознание по делу в качестве судебной полиции. Единственным условием является территориальная компетенция соответствующего органа.
Ст. D. 2 УПК налагает на офицеров судебной полиции различных ведомств обязанность «устанавливать отношения сотрудничества и взаимной помощи».
Встречаются критические замечания по поводу административной разобщенности судебной полиции, а также по поводу недостаточно четких критериев разграничения компетенции, что приводит к соперничеству и «войне полиций».
Дифференциация полиции и жандармерии вызвана скорее всего политическими соображениями, а именно, опасением создать единое ведомство, «преданное своему руководителю».
УПК 58-го года нашёлся
в сокращённом виде.
Ст. 16. Должностными лицами судебной полиции являются:
1) мэры и их помощники;
2) офицеры и чины жандармерии;
3) полицейские комиссары и офицеры полиции государственной безопасности;
4) комиссары полиции, их помощники и офицеры полицейской префектуры.