Пожалуй, тем хорошо смотреть ужастики, что ходишь-пугаешься образами из фильма и перестаёшь дёргаться по поводу реальных, жизненных вещей. Так уж лучше пугаться выдуманным: безопаснее.
читать дальше А сам фильм, у-у-у, странный. Вполне можно допустить, что основан на реальных событиях: что семейная история женщины-психиатра реальна, что видеозаписи убийства маньяком своей семьи и сеансов гипноза подлинные. И даже что специалист по древним языкам, ставший консультантом на съёмках, – реальное лицо (ага, а от фильма всячески открещивается, к примеру, потому что его переводы С АНГЛИЙСКОГО подали в несколько сомнительном свете – якобы НА АНГЛИЙСКИЙ ).
И потом, «реальные» беседы с главной героиней выглядят несколько неестественно. (Да, а Мила Йовович специально иногда чуть переигрывает, чтобы на этом фоне «реальные» записи выглядели натуралистичнее. ) Либо вообще у американцев какая-то сильно отличная от нашей культура выражения эмоций, либо у меня искажённое восприятие: настоящее кажется фальшивым. Ну, либо это были реальные интервью, но с психически не вполне здоровым человеком, у которого выражение эмоций своеобразно. Возникает подозрение (главным образом, после недавно смотренного «Острова проклятых»): может, тётенька-психиатр построила себе систему бреда, в которую умело трансформировала действительность, – лишь бы переложить свою вину за убийство мужа, а затем и дочери на некие злые силы? (Что называется, и смех, и грех: одного ребёнка у героини забрали, типа, инопланетяне, а второго – полиция. А я всё ждала: когда же саму эту несчастную Эбигейл посадят, хоть бы под присмотром была, глядишь, и зелёные человечки не посмели бы к ней сунуться.) Сказала же в конце сама Эбигейл: она хочет верить, что её дочь жива, что где-то есть, что, типа, ей там хорошо (хотя, если принять во внимание, как кричала Эбигейл, когда над ней, типа, мудровали пришельцы, то у них дочери явно хорошо не будет).
Самое пугающее в фильмах ужаса – не картинка, а звук. Если закрыть глаза, всё равно страшно. А если убрать звук, то и картинка не произведёт сильного впечатления (а если пустить весёлую мелодию на страшную картинку, типа такой, какая в шоу Бенни Хилла, так вообще смешно станет).
В «Четвёртом виде» звук просто «нечеловеческий» (от картинки-то меня спасал пакет попкорна, которым, если что, можно было загородиться и который в темноте можно было разглядывать ), и именно звук производит тягостное, гнетущее впечатление. Немного напоминает фильм про экзорцизм (и там, кажется, тоже было заявлено, что реальные записи используются): тоже крики, судороги пациентов, говорение не своим голосом.
Однако некоторые сюжетные ходы предсказуемы: то, что Эбигейл, прослушивая свой диктофон, понимает, что к ней тоже прилетают (не зря же она проводит сеансы гипноза с контактёрами и вообще копает в этом направлении?); то, что слишком долго неподвижно лежащий пациент неожиданно вскочит и заорёт прям на зрителя (это традиция, да); то, что в ночь, когда у дома Эбигейл оставят дежурить полицейского, обязательно прилетит летающая тарелка (тут, кстати, какая-то несостыковка: полицейский на записи говорит, что «они» уводят семью Эбигейл, а потом сама Эбигейл рассказывает, что через потолок в комнату спустился луч, который забрал её дочь) и т.п.
Поведение инопланетян (если они в фильме вообще были) весьма странное. То они приходят к Эбигейл через дверь, то похищают дочь лучом через крышу; зачем-то разговаривают на древнем языке, называя себя богом (странное тщеславие и показуха, а оно им надо?); и самое непонятное: почему нельзя было нейтрализовать боль и чувство страха у всех подопытных? нет сильных переживаний – легче забудется.
В общем, если подумать, удивительно становится, что такой бред может так пугать. Единственное, что мне действительно понравилось, это ассоциации инопланетян с совой – как защитный механизм. И если уж героиня под гипнозом обречённо произносит фразу «это не сова», то дальше жди ужасающего вопля.
_____________________
А если вообще серьёзно задумываться о внеземных цивилизациях, думаю, от нашей веры не зависит, есть они или нет. И значит, нет и смысла как верить, так и не верить. Вопрос, как бы то ни звучало, в чётком знании на основании научных доказательств. (Хотя, по идее, если страшное и неотвратимое, то лучше не знать. ) А вот в существование Бога есть смысл верить: эта вера вполне реально даёт силы. И суть уже не в научных и вообще каких-либо доказательствах, в них нет необходимости.